Прошло шесть лет со дня смерти гениального модельера Джанни Версаче. Его имя давно стало символом провокации и эпатажа, а модели его одежды - ярким примером безграничности человеческой фантазии. Его империя моды сохранила свое величие и влияние даже после убийства своего императора

Экспериментатор
В противовес своему не менее знаменитому соотечественнику и конкуренту Джорджио Армани, Джанни Версаче всегда был непревзойденным экспериментатором. Он разрушал кажущиеся незыблемыми законы: сочетал в рамках одного наряда красные, зеленые и синие цвета, полоски и клетки, мех, атлас, кружева и кожу. При этом создаваемая им одежда не выглядела аляповатой и безвкусной. Благодаря своему тонкому чутью и изысканному вкусу Версаче соединял в одно целое элементы самых разных художественных направлений - античности и ренессанса, декаданса и футуризма. Если Армани считал моду подлинным искусством, то Версаче не уставал повторять, что мода для него - всего лишь забава. Армани создавал строгую, но одновременно свободную одежду для бизнесменов, Версаче прославился как мастер нарядов для вечеринок и ночных клубов, изысканных светских раутов и богемных развлечений. Его неосторожное высказывание о том, что Армани одевает порядочных людей, а он, Версаче, шлюх, до сих пор вспоминают при каждом удобном случае. Впрочем, Джанни Версаче никогда не стеснял себя в провокационных выражениях. Кому, как не ему, создателю самых смелых нарядов в истории моды, было знать законы и правила искусства эпатажа? Но здесь он был прав - многие красивые и богатые женщины готовы были хорошо платить за наряды, в которых они были бы похожи на итальянских проституток.

Джанни Версаче всегда стремился не столько одеть, сколько раздеть женщину, сделать ее центром всеобщего внимания. В его моделях множество слишком обтягивающих и слишком коротких, кричаще-великолепных платьев, которые могли быть вязаными зеркальной сеткой, украшенными молниями со стразами или застегиваться с помощью декоративных булавок. Одев платье от Версаче, женщина мгновенно преображалась: она становилась агрессивной и сексуальной, уверенной в себе и собственной неотразимости.

Женское тело всегда было для него предметом трепетного вдохновения. В какой-то степени Версаче копировал свою мать, Франческу Версаче, портниху, знаменитую на весь Реджо-ли-Калабрия, маленький городок на юге Италии, где он родился и вырос. С раннего детства Версаче изо дня в день наблюдал, как Франческа тщательно оборачивала обнаженные женские тела в черный бархат, подкалывала булавками складки, учитывая каждую линию тела. <Я понял, как важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть, как на него ложится ткань, как она сочетается с линиями фигуры. Возможно, в этом и есть истинное призвание Кутюрье>, - скажет Джанни Версаче в одном интервью много лет спустя. А пока что он, бессознательно подражая матери, рисует пышнотелые силуэты тогдашних итальянских секс-символов Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен, облачая их в одеяния невиданной роскоши.

По сути, вся его жизнь прошла в костюмерной, заполненной готовыми платьями и многочисленными выкройками. Маленький Джанни обожал таинственно-сексуальную атмосферу маминого ателье, где он мог часами, как зачарованный, смотреть на красивых женщин, примеряющих платья. Будущее Версаче было предопределено уже тогда. Кем еще мог стать маленький, хрупкий, ни с кем так и не сдружившийся мальчик со слишком высоким голосом и изящными манерами, с детства боготворивший женское тело и в итоге возведший его в ранг фетиша? Только дизайнером одежды с обычными для этой профессии гомосексуальными склонностями, воплощавшим в ней свои мечты о прекрасном. Возможно, его судьба была бы иной, сложись у него доверительные отношения с матерью. Но Франческа стыдилась его с годами все явственнее проявляющейся сексуальной ориентации. Ее любимчиком был старший сын Санто. Возможно, все, что делал Джанни Версаче на протяжении всей своей последующей жизни, было направлено на то, чтобы привлечь ее внимание (психоаналитикам здесь есть о чем подумать). С матерью Джанни так и не сдружился, а вот покорить самых красивых и богатых женщин планеты ему удалось. Не своими чарами, а своей одеждой.

В 1962 году восемнадцатилетний Джанни Версаче с головой ушел в дизайн одежды. Он был в курсе всех модных новинок, посещал показы одежды в Париже, Лондоне, Флоренции и Риме. Попытка продолжить образование и закончить архитектурный техникум завершилась крахом - Джанни не видел себя нигде, кроме мира моды. <Детство>, <Юность> и <Университеты> Версаче прошли в мамином ателье, где он постепенно стал ее правой рукой. Попутно он продолжал воплощать свои фантазии на бумаге, создавая наряды, один вычурнее другого, и мысленно примеряя их на знаменитостей. Честолюбивые мечты вскоре воплотились. Миланский бизнесмен Энцо Никозия, услышав об исключительном таланте Джанни, предложил ему разработку коллекций одежды для своего магазина. Ему всего лишь нужно было поставить фамилию молодого дизайнера на производимую одежду как гарантию качества и неповторимости. На месте Версаче мог оказаться любой другой честолюбивый модельер, в Италии таких всегда хватало с избытком. Но судьбе было угодно раз и навсегда выбрать своим баловнем именно его. В начале 70-х, воодушевленный успехом своей первой коллекции, Версаче становится <свободным художником>, выполняя заказы фабрик и частных лиц. Первой его именитой клиенткой стала ослепительная красавица Раффаэлла Метачена, мисс Италия 1966 года. Потом на него обратили внимание известные итальянские дома моды Genny, Callaghan и Complice, предложившие работать на них.

Шоумен
Но Джанни Версаче был слишком оригинален, слишком экстравагантен и слишком горд, чтобы работать на кого-то. Он всегда хотел работать только на себя. Стартовый капитал нашел его старший брат Санто, выпускник факультета бизнеса университета в Мессине, отработавший несколько лет в банке Сredito Italiano. Экономическое образование помогло ему правильно сориентироваться в ситуации и вложить деньги в миланскую недвижимость, вскоре резко подскочившую в цене. В 1976 году Джанни и Санто прочно обосновались в Милане. Работа над созданием первой коллекции под маркой Gianni Versace длилась почти два года. Ей предшествовала шумная рекламная кампания. В марте 1978 года на суд зрителей, прессы, критиков и конкурентов была представлена первая женская коллекция. Таких пышных показов Италия еще не видела. Ни один модельер доселе не собирал на подиуме столько ярких красок и очаровательных женщин. Сидевшие в первых рядах одевали темные очки, чтобы защитить глаза от ослепительного блеска, которым буквально искрились наряды. Джанни Версаче не пожалел денег на шик и красоту и не ошибся. С тех пор он всегда своим внутренним чутьем, которое его никогда не подводило, угадывал ту грань, за которой шик превращался в безвкусицу, а шоу - в показуху. Показы коллекций от Версаче превращались в настоящий спектакль с декорациями, музыкой, профессиональными актерами и музыкантами. Его запомнили, о нем заговорили.

С легкой руки Версаче в мире моды появился термин <супермодель>, а имена Клаудии Шиффер, Наоми Кемпбелл, Синди Кроуфорд, Кристи Тарлингтон, которых начали так называть, остаются на слуху до сих пор. Без него они остались бы просто манекенщицами. Версаче же, всегда возводивший женскую красоту в ранг культа, был готов заплатить любые деньги за то, чтобы собрать на подиуме лучших манекенщиц мира и облачить их в свои одежды. Ради этого он готов был выполнить любой их каприз.

Обольститель и транжира
Но не стоит останавливаться, если тебе рукоплещут зрители и завистливо вздыхают конкуренты. Джанни понимал это лучше всех. Он начал активно продвигать марку, и делал это так же оригинально, как шил одежду. Запустив в производство эксклюзивную линию посуды, он прислал несколько ящиков с ней актеру Сильвестру Сталлоне. Аналогичный подарок получила и Клаудиа Шиффер. В ответ на такое внимание и заботу Сталлоне и Шиффер с удовольствием и почти бесплатно позировали голыми для журналов, прикрывшись только квадратными блюдами от Versace - случай, беспрецедентный в карьере обоих.

Делая мир своих грез реальностью, Версаче покупал дома и виллы, причудливо расписывая и украшая их. По всему миру до сих пор стоят эти роскошные произведения архитектурного искусства, снаружи по красоте не уступающие Букингемскому дворцу или Версалю, а изнутри больше похожие на музеи антиквариата. Параллельно он продолжал создавать новые коллекции. В списке его постоянных клиентов значились вовсе не шлюхи, а вполне респектабельные и уважаемые женщины - Джейн Фонда, Мадонна, Ким Бессинджер, Шарон Стоун, Элизабет Тейлор, принцесса Диана. С удовольствием одевались в одежду от Версаче и рок-звезды - Тина Тернер, Майкл Джексон, Элтон Джон, Принц, Джон Бон Джови, Род Стюарт, Эрик Клэптон, Брюс Спрингстин, Джордж Майкл.

В 1987 году Джанни Версаче находится на пике славы. Он добился успеха во всех направлениях: в его костюмах выступали известные на весь мир балеты Мориса Бежара <Леда и лебедь> в <Ла-Скала> и Souvenir de Leningrad. За это он был награжден театральным призом Maschera d'Argento (<Серебряная маска>). Самые авангардные наряды от Версаче примерили красавицы всех рас и национальностей, снявшиеся в знаменитом клипе Джорджа Майкла I Want Your Sex. Излишне говорить, что очередные коллекции дома Versace, предназначенные для продажи, снова стали сенсацией в мире моды.

Другим направлением его деятельности стало издание роскошных книг, посвященных истории моды, с великолепными снимками лучших фотографов и цитатами от самого Версаче, прекрасно иллюстрировавшими его жизненным кредо: <Мне нравятся мужчины, которые имеют смелость быть героями> или <Трусы тоже можно носить с чувством стиля>.

Джанни Версаче любил красивые вещи, а они в свою очередь любили его. Он никогда ни в чем себе не отказывал. Кутюрье жил и работал в великолепном трехэтажном палаццо в Милане, где находились его личные апартаменты, мастерские, библиотека и множество залов, заполненных произведениями искусства. Владельцы антикварных магазинов были от него без ума, зная, что если Версаче переступит их порог, то запросто может оставить в кассе кругленькую сумму. На Версаче молились и агенты по продаже недвижимости. В 1992 году он почти за $3 млн. купил гостиницу <Амстердам палас> на главной улице Майами Оушен-Драйв, а за $3.7 млн. - соседний отель <Ревир>, который приказал снести и на его месте разбить сад с бассейном. Перестройка <Амстердам палас>, которую Версаче лично контролировал, заняла два с половиной года и тоже вылилась в астрономическую сумму. Стены столовой покрыты мозаикой из гальки в византийском стиле. Потолок одной гостиной раскрашен под придуманный Версаче шарф из леопардовой шкуры. Одна комната выполнена в готическом стиле, другая - в мавританском. Журчащая вода, плещущаяся в бесчисленных фонтанах, отделанных мозаикой, греческие и римские статуи, скульптурные композиции в стиле барокко и мебель от самого Версаче - здесь маэстро предпочитал расслабляться и достигать душевного равновесия после бесчисленных показов. Краны в личной ванной кутюрье сделаны из чистого золота. Повсюду - полотна Пикассо, Модильяни, Дюфи и средневековых мастеров. А взять пятиэтажное здание банка на престижнейшей лондонской Бонд-стрит, купленное Версаче в 1992 году и превращенное в мраморный дворец, где даже унитазы сделаны из супердорогого итальянского мрамора. При средней стоимости вечернего платья в $6 тыс. он, конечно, мог себе позволить и не такое:

Расточительность Версаче была сравнима только с его богатством. Финансовый оборот его дома в 1996 году составил почти 1.3 трлн. лир. (свыше $843 млн.). И даже в это время Версаче поражал всех своей работоспособностью, создавая по нескольку коллекций в год, продолжая сотрудничать с театром <Ла-Скала>, делая костюмы для кинофильмов и продвигая свою марку на строптивый и щепетильно относящийся ко всему чужому американский рынок. В 90-х он платил огромные гонорары манекенщицам плюс 50% за участие в репетициях, чего не позволял себе никто другой.

Тайна убийства
Джанни Версаче был одним из немногих счастливчиков, кто сумел реализовать свои самые безумные фантазии. Он умел жить в свое удовольствие, проводя время в дорогих клубах и экстравагантных компаниях. Но его талант, известность и богатство не уберегли его от смерти. Версаче всегда с пренебрежением относился к собственной безопасности, никогда не пользовался услугами телохранителей. Жарким утром 15 июля 1997 года в Майами-Бич прогремело два выстрела, оборвавших жизнь модельера в тот момент, когда он в полном одиночестве возвращался в свою роскошную виллу Casa Casuarina. Личность убийцы была установлена мгновенно: Эндрю Кьюненен, серийный убийца-гомосексуалист, в прошлом - один из любовников Джанни Версаче, а ныне - наркоман со стажем и законченный психопат.

Про мотивы убийства Джанни Версаче в свое время не писал только ленивый. Не было недостатка и во всевозможных журналистских расследованиях. Далеко не всех устроила версия полиции о том, что это была месть отвергнутого любовника. Хотя все сходилось один к одному просто идеально. Эндрю Кьюненен был психически неуравновешенным молодым человеком, в свободное время приторговывал наркотиками и собственным телом. Он был помешан на фильмах с участием Тома Круза и мечтал похитить его, чтобы всласть поиздеваться. А еще он ненавидел Джанни Версаче за то, что он достиг того, что ему, Эндрю, и не снилось, - славы, богатства, процветания.

В момент убийства Версаче Кьюненен числился в десятке самых опасных преступников США. Несмотря на это, он беспрепятственно, ни от кого не скрываясь, разгуливал по улицам Майами. При этом ФБР имело информацию о том, что Кьюненен находится во Флориде, и незадолго до убийства Версаче распространило множество плакатов с его изображением и указанием основных примет. Но это не помогло. После того, как по пикапу <Шевроле>, на котором скрылся убийца, и по изображению, зафиксированному телекамерой <Ньюс кафе>, куда по очереди заходили убийца и его жертва, была установлена его личность, в Майами началась настоящая охота на человека. Пятьсот агентов ФБР и множество полицейских прочесывали Майами буквально дом за домом. Были перекрыты все дороги, ведущие из города и с полуострова. Но Эндрю Кьюненен не собирался от них скрываться. Он застрелился на борту яхты, пришвартованной неподалеку от места совершенного преступления, из того же пистолета, которым убил Версаче. Предсмертной записки при нем не оказалось.

Дело об убийстве всемирно известного модельера было закрыто. Полиция приняла лежавшую на поверхности версию об убийстве из ревности. В ходе расследования, проведенного, между прочим, в рекордно короткие сроки, выяснилось, что Эндрю Кьюненен давно не просто продавал наркотики, но и активно употреблял их. Не исключено, что он к ним пристрастился именно на пышных вечеринках в тот период, когда водил дружбу с Версаче. По каким причинам между ними произошел разрыв, никто не знает. Но исход уже был предрешен. Наркотики и черная зависть сделали свое дело, и Эндрю начал мстить всем, кто добился того, о чем он мечтал всю жизнь. Первые его четыре жертвы были богатыми преуспевающими людьми - миллионер Норман Блэкфорд, молодой амбициозный архитектор Дэвид Мэдсон, бывший морской офицер Джефф Трейл, 75-летний миллионер Ли Миглин. С каждым из них Эндрю состоял в гомосексуальных связях. Двое последних были убиты с особой жестокостью - Джефф Трейл получил множество ударов молотком по лицу и голове, а с престарелым Ли Миглином Эндрю расправился в лучших традициях голливудских триллеров, нанеся ему несколько сильнейших ударов по голове, а потом попытавшись обезглавить с помощью садовой пилы. Непостижимо, как после столь чудовищных преступлений, будучи объявлен во всеамериканский розыск, он спокойно разъезжал по стране. А после убийства Версаче его вычислили быстрее чем за неделю.

Но тайны начались почти сразу после обнаружения бездыханного тела убийцы. Полицейские, осадившие дом, где прятался Эндрю Кьюненен, не слышали выстрела, что ставит под сомнение версию о самоубийстве. Далее. По версии следствия, преступник выстрелил себе в лицо, которое было буквально снесено выстрелом. Идентификация личности проходила по отпечаткам пальцев и почему-то заняла целых 10 часов. Следователи не захотели прояснить, насколько близкими были отношения Эндрю Кьюненена с Джанни Версаче. Возможно, на этом настояла семья Версаче. Но существуют и другие версии убийства модельера, которые, несмотря на свою логичность, скорее всего так и останутся версиями, поскольку уголовное дело давно закрыто.

Согласно одной из них, Джанни Версаче убил не бывший любовник, одурманенный наркотиками и ревностью, а профессиональный киллер, которого наняла н'дрангетта - самое безжалостное подразделение итальянской мафии, контролирующее юг Италии. В н'дрангетте все связаны узами кровного родства, это самый закрытый мафиозный клан не только в Италии, но и, пожалуй, во всей Европе, располагающий огромным арсеналом вооружений, в котором есть даже безоткатные артиллерийские орудия и ракеты класса <земля-воздух>. Джанни Версаче, будучи коренным жителем Калабрии, был прекрасно знаком с нравами н'дрангетты. И тем не менее посмел бросить ей вызов, объявив войну контролируемым ею подпольным фабрикам, производившим поддельную продукцию с его знаменитой на весь мир маркой - головой медузы. Потери Версаче от деятельности этих фабрик ежегодно исчислялись сотнями миллионов долларов, а оборот фирм-двойников, реализующих поддельную продукцию, почти в два раза превосходил оборот дома Версаче. В 90-х годах Джанни Версаче стал самым подделываемым модельером в мире. И он объявил войну пиратам модельного бизнеса, начав сотрудничать с итальянской финансовой полицией. В результате ее деятельности н'дрангетта в 1996 году понесла существенный урон, потеряв поддельную продукцию на сумму свыше 20 млрд. лир и три фабрики, специализировавшиеся на подделке товаров от Версаче. Чем не мотив для убийства строптивого модельера? Люди, близко знавшие Джанни Версаче, утверждают, что незадолго до убийства он получал какие-то странные сигналы. Сначала во двор его виллы подбросили подстреленную птицу, затем - мертвого пса. На языке мафии это означало смертельную опасность. Почему Версаче не внял предупреждению, не обзавелся охраной, остается загадкой. Но в свете всего вышесказанного версия о заказном убийстве выглядит вполне логичной. Эндрю Кьюненен вполне мог быть идеальной кандидатурой для <подставки>.

Вторая жизнь
Несмотря на то, что правопреемниками Джанни стали его брат Санто и сестра Донателла, огромные итальянские налоги на наследство и экономический кризис в Азии, где размещалось значительное количество бутиков Версаче, поставили его всегда процветающий дом на грань банкротства. Критики и финансовые аналитики уверенно прогнозировали распад империи Версаче. Был даже пущен слух о мистическом влиянии логотипа дома - зловещей головы медузы - на судьбы тех, кто одевается от Версаче. Но империя возродилась. Теперь ее возглавляет Донателла Версаче. Она и раньше помогала брату, организовывая рекламные кампании и показы, позже начала заниматься дизайном аксессуаров и детской одежды. Незадолго до смерти Джанни Версаче поручил ей заниматься новой молодежной линией Versus, которая вливала свою струйку в общий многомиллионный оборот компании Versace. Разрабатывая дизайн своей очередной коллекции, Джанни часто прислушивался к ее мнению. Обладая прекрасным чувством юмора, он не раз шутил, что доверяет Донателле больше, чем себе, потому что он сам как мужчина плохо представляет, что нравится женщинам.

Но ведать делами всего дома оказалось посложнее. Донателла сразу ринулась в бой, показав свою первую коллекцию спустя всего три месяца после смерти Джанни, которую приняли довольно скептически. После трех лет проб и ошибок она добилась успеха с коллекцией весна-лето 2000, поражающей яркими розовыми и зелеными тонами и невероятно легкими и облегающими платьями. Дженнифер Лопес, появившись на церемонии вручения премии <Грэмми> в зеленом платье с невероятно глубоким декольте из этой коллекции, произвела фурор. В дальнейшем Донателла Версаче сделала ставку на более женственные и менее агрессивные по своей сексуальной выразительности модели. Возможно, именно этим, а не слепым копированием дизайна своего покойного брата, она завоевала уважение среди коллег-дизайнеров и вернула дому Версаче его былое величие. Сейчас под руководством Донателлы работают 40 стилистов, разрабатывается 17 линий одежды, работает около 300 бутиков и 3000 торговых точек во всем мире.

Ответственность за детище Джанни и уважение к памяти брата заставили Донателлу на время забыть о том, что она не только талантливая художница, но и просто женщина, у которой есть своя семья. Донателла уже почти двадцать лет замужем за бывшим манекенщиком Полом Беком. У них двое детей - сын Даниэль и дочь Аллегра, которая, согласно завещанию Джанни Версаче, унаследовала значительную часть его состояния. В последнее время Донателла собирается уделять больше внимания семье и в связи с этим ищет дизайнера, способного поддержать традиции дома Версаче и стать ее преемником на посту главного художника. Возможно, это и есть единственно правильное решение, которое она смогла принять после того, как ей удалось спасти от банкротства самый шикарный дом в истории мировой моды. Едва ли ей удастся повторить успех неподражаемого Джанни, да и нужно ли это делать? Версаче действительно совершил невозможное. Или почти невозможное. Мир моды жесток: через несколько месяцев после показа коллекции она, как правило, теряет свою коммерческую ценность. Одежда, представленная в ней, становится достоянием истории, оседает в музеях и у коллекционеров. С продукцией Джанни Версаче все обстоит иначе. Многим его нарядам уготована долгая жизнь. Взять хотя бы сверхэкстравагантное <платье> актрисы Элизабет Херли, по сути представляющее собой два отреза материи, соединенные гирляндой безопасных булавок. <Выйдя в свет> в таком наряде, она тут же влилась в богемную тусовку, привлекла к себе внимание Хью Гранта и в конечном счете состоялась как высокооплачиваемая актриса и модель. А вспомните знаменитый пиджак Элтона Джона, усыпанный разноцветными блестками, ставший такой же неотъемлемой частью его имиджа, как и вычурные очки. Версаче был и остается единственным модельером, о коллекциях которого пишут научные работы и защищают диссертации, вокруг которых до сих пор ломают копья искусствоведы и критики из мира моды. Его модели одежды стали не просто явлением в мире моды, а настоящим произведением высокого искусства, ярким культурным феноменом и красноречивым примером воплощения в реальность самых смелых идей.